Льготное лекарственное обеспечение и инновации в здравоохранении: ключевые выводы конференции НИУ ВШЭ - НАЭЦЗ
Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения
Меню
Оставить заявку
Оставить заявку
naecz naecz

Льготное лекарственное обеспечение и инновации в здравоохранении: ключевые выводы конференции НИУ ВШЭ

15 Июл 2025
9 июля 2025 года в онлайн-формате на базе НИУ «Высшая школа экономики» состоялась научно-практическая конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения».

В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, сенатор Совета Федераций Жанна Юрьевна Чефранова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Ирина Анатольевна Филатова, академик РАН Валерий Васильевич Береговых, эксперты и представители профессионального сообщества.

В числе основных тем прозвучали:

  • инновации для принятия решения о необходимости включения в ограничительные перечни;
  • планируемые дальнейшие изменения государственного регулирования в целях реализации национальных проектов;
  • проблемы медицинской и лекарственной помощи на примере лечения граждан, страдающих злокачественными новообразованиями лимфоидной и кроветворной тканей.

В рамках мероприятия с докладом «Региональные пилоты и проблемы льготного лекарственного обеспечения» выступила Полина Георгиевна Габай, представив результаты аналитического исследования, проведенного НАЭЦЗ.

В докладе были освещены ключевые проблемы льготного лекарственного обеспечения:

  1. Узкий круг получателей лекарственных препаратов
    Система льготного лекарственного обеспечения в Российской Федерации охватывает только около 18 % населения, при этом на трудоспособных граждан в большинстве случаев льготное лекарственное обеспечение не распространяется.
  2. Отсутствие регламентации порядка формирования региональных перечней лекарственных препаратов, что проявляется в отсутствии критериев для включения препаратов в перечни, а также в неурегулированности самой процедуры включения.
  3. Различные финансовые возможности регионов на фоне общего дефицита финансирования.
  4. Отсутствие нормативного регулирования методики расчета объемов финансирования льготного лекарственного обеспечения амбулаторных пациентов на региональном уровне, что приводит к несоответствию выделяемых средств реальной потребности.
  5. «Задвоенность» льгот, когда пациент имеет право на получение государственной социальной помощи в рамках федеральной льготы и на получение лекарственных препаратов в рамках региональной льготы.
  6. Отсутствие предусмотренной законом ответственности за нарушения законодательства в сфере лекарственного обеспечения.
  7. Доступность и своевременность лекарственного обеспечения, выражающееся либо в полном отказе в предоставлении положенных препаратов, либо в их несвоевременном обеспечении.
    На недоступность льготных лекарств в 2024 г. пожаловалось 77% опрошенных пациентов с орфанными заболеваниями.

В качестве решения части из указанных проблем были освещены некоторые региональные пилотные проекты в области льготного лекарственного обеспечения:

  • Кировская область, где реализуется проект по лекарственному обеспечению пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями – так называемое «лекарственное возмещение». В рамках проекта пациенты оплачивают только часть стоимости назначенных лекарственных препаратов. Неоплаченную пациентом часть стоимости лекарственного препарата компенсируют аптечным организациям из средств бюджета Кировской области.
  • Санкт-Петербург, где жители города с определенными заболеваниями (например, доброкачественная гиперплазия предстательной железы, болезнь Крона и язвенный колит, ХОБЛ и др.) бесплатно по рецептам врачей обеспечиваются препаратами для лечения данных заболеваний. Источником финансирования являются средства бюджета Санкт-Петербурга.
  • Республике Татарстан, где расширили положения постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, дополнив перечень льготных категорий заболеваний и лекарственных препаратов для амбулаторного лечения. Источники финансирования − средства бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов.
  • Москва, где при определенных условиях жителям города выплачивается денежная компенсация за приобретённые лекарственные препараты, назначаемые по жизненным показаниям и при индивидуальной непереносимости, или назначаемые по категории заболевания «диабет». Компенсационная выплата осуществляется за счет средств бюджета Москвы.

Передовые региональные практики демонстрируют различные эффективные подходы к решению проблем доступности и своевременности лекарственного обеспечения. В условиях ограниченного бюджетного финансирования успешно реализуются организационно-финансовые механизмы, позволяющие расширить охват пациентов и повысить качество медицинской помощи.

Отчет Минздрава о развитии конкуренции в сфере здравоохранения в 2023 году

Опрос, проведенный всероссийским союзом пациентов, ВООЗ и центром «Социальная механика»

Постановление Правительства Кировской области от 18.01.2019 № 6-П «О дополнительном льготном лекарственном обеспечении жителей отдельных муниципальных образований Кировской области, страдающих определенными заболеваниями системы кровообращения»

закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.01.2005 № 4 «Об утверждении Перечня категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей безвозмездно»

Постановление Правительства Москвы от 26.11.2019 № 1551-ПП «О расширении возможностей реализации права на получение мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами, назначаемыми по жизненным показаниям и при индивидуальной непереносимости, и лекарственными препаратами и (или) медицинскими изделиями, назначаемыми по категории заболевания «диабет»»

Читайте также