Конфиденциальность в школах: о тайнах психолого-медико-педагогической комиссии - Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения
Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения
Меню
Оставить заявку
Оставить заявку
naecz naecz

Конфиденциальность в школах: о тайнах психолого-медико-педагогической комиссии

14 Апр 2025
Сегодня дети, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, получают психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь. Только с конфиденциальностью этого комплекса все совсем непросто. Например, «школьные» психологи, которые участвуют в этом процессе, знают о диагнозе ребенка не меньше, чем врачи. Обязаны ли специалисты немедицинских профилей хранить врачебную тайну? Разберем этот вопрос и расскажем о законодательных инициативах, направленных на обеспечение «режима секретности».

О врачебной тайне…

Врачебная тайна − один из видов охраняемых законом тайн (ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

Медорганизации обязаны соблюдать врачебную тайну и конфиденциальность персональных данных (п.9 ст. 4, п. 2 ч. 2 ст. 73 и п. 4 ч. 1 ст. 79 закона № 323-Ф3).

Тайну составляют сведения о состоянии здоровья гражданина и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении.

Медпомощь предполагает медицинское вмешательство, выполняемое медицинским и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию (п. 3-5 ст. 2 закона № 323-Ф3).

Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим лицам без согласия лица, получающего или получившего медицинскую помощь, не допускается, за исключением прямо указанных в законе случаев.

Место медицинской помощи в комплексной помощи детям

Медицинская, психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается в образовательных организациях, где дети обучаются, а также в региональных и муниципальных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Такая помощь включает психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия, логопедическую помощь, помощь в выборе и получении профессии, социальной адаптации, комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий.

Организация деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляется в соответствии с Типовым порядком, утв. приказом Минпросвещения России от 06.11.2024 № 778.

В предоставлении помощи задействованы специалисты сферы образования, социального обслуживания и медработники.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят врачи: педиатр, терапевт, офтальмолог, оториноларинголог, травматолог-ортопед, психиатр.

Комиссия создается при центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для выявления детей с особенностями развития или отклонения в поведении, их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки рекомендаций по организации обучения и воспитания.

Специалисты комиссии участвуют в обследовании и консультировании детей, в т.ч. по вопросам предупреждения и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

В вузах, ссузах и школах обучающиеся получают и другие формы медицинской помощи. Например, студенты и школьники, достигшие возраста 13 лет, проходят профилактические медицинские осмотры. Цель этих осмотров — раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Когда обучающиеся могут рассчитывать на конфиденциальность?

Отношения по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи регулирует закон № 273-ФЗ. Но он не предусматривает запрета на разглашение сведений, ставших известными при оказании помощи.

По этим причинам 7 апреля 2025 года Законодательное собрание Алтайского края внесло в Госдуму законопроект № 884918-8 о внесении изменений в ст. 42 закона № 273-ФЗ, устанавливающий конфиденциальность информации, полученной в рамках психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям.

В пояснительной записке депутаты ссылаются на исследование мнения более 3,5 тысяч несовершеннолетних, показавшее, что причина, по которой дети не обращаются за психологической помощью, в возможности разглашения полученной психологами или педагогами-психологами информации.

Проблема разглашения сведений психологами также нашла отражение в другом законопроекте — № 846497-8. Депутаты фракции КПРФ инициировали отдельный закон «Об основах регулирования психологической деятельности в РФ», где предложили закрепить принцип конфиденциальности психологической деятельности. Проект внесен в Думу 20 февраля 2025 года.

В настоящее время требования к «школьному» психологу установлены:

Среди них наличие высшего образования по профильному направлению в сфере образования – «Педагогика и психология, «Психология».

Должность педагога-психолога также предусмотрена Номенклатурой должностей педагогических работников.

Для работы «школьным» психологом медицинское образование не требуется. Его трудовая функция не соответствует признакам медицинской помощи – в нее входят психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. В Номенклатуре должностей медицинских работников подобная должность отсутствует.

Соответственно, «школьные» психологи не являются медработниками и не оказывают медпомощь. На первый взгляд, требования закона № 323-ФЗ о врачебной тайне на них действительно не распространяются.

Но есть нюанс.

Разглашать сведения, которые составляют врачебную тайну и стали известны лицу при исполнении трудовых обязанностей, не допускается (ч. 2 ст. 13 закона № 323). Поэтому, если педагог или психолог, которые входят в комиссию, разгласят такую информацию, они нарушат требования закона № 323-ФЗ. В упомянутой статье не говорится о том, что хранить врачебную тайну обязан только медицинский работник.

Аналогичным образом складывается ситуация с другими специалистами школьных психологических служб: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом.

Выводы

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разных профилей и с разным статусом. В отношении врачей вопроса о соблюдении требований о врачебной тайне нет в силу того, что закон № 323-ФЗ регулирует их деятельность напрямую. Иначе обстоит дело с педагогами и психологами – хотя статья 13, упомянутая выше, не ограничивается только медработниками, ее положения довольно пространны, потому есть «место для маневра» при их толковании.

Представляется, что внесение поправок поможет внести ясность и закрепить уже существующие положения о врачебной тайне в специальном нормативном акте.

Кроме того, требования о конфиденциальности станут едиными ко всем данным, полученным специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, а также «школьными» психологами при обращении детей за помощью.

Ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Положение, утв. приказом Минпросвещения России от 01.11.2024 № 763.

Утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.

Утв. постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 225.

Утв. приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н.

Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193.

Читайте также