Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения
Меню
Оставить заявку
Оставить заявку
naecz naecz

ОНКОмониторинг: показатели работы онкологической службы Республики Башкортостан

2 Апр 2024

Вице-президент фонда «Вместе против рака», член рабочей группы по онкологии, онкогематологии и трансплантации Комитета Госдумы по охране здоровья, к.ю.н. Полина Георгиевна Габай выступила с докладом во время расширенного совещания «Борьба с онкологическими заболеваниями в республике Башкортостан».

Круглый стол состоялся в Уфе 29 марта 2024 года. В совещании приняли участие руководители регионального Минздрава, ТФОМС, Законодательного Собрания, Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, а также главные внештатные специалисты субъекта, руководители онкологических учреждений и их заместители. Эксперты обсудили результаты работы онкослужбы региона, достижения и сложности, а также пути их решения и дальнейшие направления для развития. Подробнее о событии можно узнать здесь.

Полина Габай представила результаты мониторинга работы онкослужбы Республики Башкортостан. В рамках мониторинга изучены:

  • расходы регионального бюджета на онкологию,
  • нормативы объема медпомощи и финансовых затрат на единицу объема медпомощи,
  • планирование объемов медпомощи и финансирования,
  • тарифное соглашения на 2024 год,
  • лекарственное обеспечение онкопациентов,
  • кадровый вопрос,
  • порядок маршрутизации.

В республике Башкортостан ежегодно осуществляется софинансирование ОМС со стороны регионального бюджета, и расходы последнего растут с каждым годом (1,4 млрд в 2022 г. – 5,1 млрд в 2024 г.). При этом согласно террпрограмме госгарантий плановое финансирование онкологической помощи за счет «сверхбазы» с каждым годом снижается (с 300 млн до 75 млн).

Финансирование региона по рубрике ВМП-2 с 2022 г. осуществляется примерно в одинаковом объеме (около 1,15 млрд рублей). Однако пока остается непонятным, сколько средств фактически тратится на онкологию.

Большую часть расходов на регпрограмму «Борьба с онкологическими заболеваниями» (далее БОЗ) составляют денежные средства, поступившие в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Что касается ТПГГ и установления нормативов объема медпомощи и финансовых затрат на единицу объема медпомощи, то эти показатели регионом систематически корректируются. Учитываются этапы оказания медпомощи, уровень и структура заболеваемости, приоритетность финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи, а также другие факторы.

По причинам недостаточности финансирования планирование объемов медпомощи и финансового обеспечения в регионе осуществляется недостаточно обоснованно. Практически по всем показателям план регулярно перевыполняется, что не учитывается при планировании на будущий год. Также по ряду показателей снижается плановое финансирование.

Тарифное соглашение по ОМС на 2024 год соответствует нормативно установленным требованиям и обеспечивает потребности диагностики и лечения онкопациентов. В нем предусмотрены амбулаторные тарифы на лабораторные и инструментальные исследования, возможность межтерриториальных и межучрежденческих расчетов, КСЛП для сопроводительной терапии в дневном и круглосуточном стационарах.

Что касается лекарственного обеспечения, то в 2021 году отмечено снижение динамики трат по «федеральной» льготе и ОМС. Но в целом траты на лекарственное лечение в рамках «федеральной» и «региональной» льготы и за счет средств ОМС растут.

В регионе присутствует кадровая проблема. Полина Габай отметила низкую укомплектованность физлицами и достаточно высокий коэффициент совместительства. Такая ситуация, во-первых, соответствует общероссийскому тренду, а во-вторых, демонстрирует положительную динамику почти по всем специальностям.

Анализ порядка маршрутизации показал, что в целом он не содержит четких инструкций, алгоритмов и порядков взаимодействия специалистов при маршрутизации пациента на всех этапах оказания онкопомощи. Документ также не соответствует методическим рекомендациям по организации ЦАОПов в субъектах Российской Федерации (утв. Министерством здравоохранения РФ 16 августа 2021 г.).

Характеризуя регпрограмму «БОЗ», Полина Габай заключила, что она в целом соответствует установленным требованиям, а целевые показатели в предыдущем отчетном периоде достигнуты.

Читайте также