Новые правила патолого-анатомических исследований: что изменилось — и что не изменилось - НАЭЦЗ
Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения
Меню
Оставить заявку
Оставить заявку
naecz naecz

Новые правила патолого-анатомических исследований: что изменилось — и что не изменилось

23 Июл 2025
Минздрав утвердил новые Правила проведения патолого-анатомических исследований. Документ пришёл на смену приказу № 179н от 2016 года.

Ожидания были большие: предварительный проект предусматривал цифровой архив, телемедицинские консультации и чёткую классификацию по МКБ-10. Но финальная версия внезапно оказалась гораздо скромнее.

Что осталось по-прежнему

  • ПАИ проводятся в патологоанатомических бюро и отделениях;
  • сохраняется деление на прижизненные исследования и вскрытия;
  • сроки проведения исследований — от 4 до 15 рабочих дней;
  • те же формы документации:
    • направление на прижизненное ПАИ биопсийного (операционного) материала;
    • протокол прижизненного ПАИ биопсийного (операционного) материала;
    • журнал регистрации поступления биопсийного (операционного) материала и выдачи результатов ПАИ.

Что не вошло в финальный приказ

В проекте, размещённом для общественного обсуждения, предлагались серьёзные реформы:

  • чёткое деление ПАИ на срочные, ускоренные и плановые с конкретными сроками (п. 26 Приложения 1 к проекту);
  • внедрение цифрового архива и сканирования микропрепаратов (ч. 2 ст. 31 Приложения 1 к проекту);
  • привязка категорий сложности исследований к кодам МКБ-10 (п. 27 Приложения 1 к проекту);
  • активизация телемедицины и наделение ПАО первой или второй группы функциями референс-центров (Приложение 4, п. 8 Приложения 1 к Правилам – Приложению 1 к проекту);
  • возможность самостоятельного обращения пациента через регистратуру под контролем врача (п. 14 Приложения 1 к проекту).
Большая часть других новшеств также не вошла в итоговую версию. На практике это значит, что работа патологоанатомов будет продолжаться в привычном режиме, без резких переходов к цифровым форматам и без изменений в организационных подходах.

Что всё-таки изменилось

  • в рекомендованные штатные нормативы добавили инженеров по эксплуатации медтехники и автоматизированным системам управления производством;
  • появилась возможность вести электронные версии направлений, протоколов и журналов — при наличии решения медорганизации;
  • уточнено, что нормативы не распространяются на частные медорганизации.

Это точечные изменения, а не масштабная реформа.

Какие практические последствия несут эти изменения для специалистов и какие сложности остаются нерешёнными?

Мы задали эти вопросы руководителю научной лаборатории морфологии опухолей ФГБУ НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава России Артемьевой Анне Сергеевне:

«Окончательная версия приказа все же позволяет сделать определенные шаги в направлении цифровизации отрасли. Это возможно за счет изменения стандарта оснащения: в него внесли необходимость обеспечения учреждений первой и второй группы сканерами микропрепаратов. Все учреждения вне зависимости от уровня будут обеспечены ПО для анализа цифровых микропрепаратов, отделения получат оборудование для фотофиксации макроскопических образцов. Это неизбежно повлечет за собой организационные изменения, стимулирует внедрение специализированных лабораторных информационных систем.

Но остаются нерешенные вопросы: возможен ли повторный анализ микропрепаратов в формате «второго мнения», может ли пациент самостоятельно обратиться для проведения исследования – и в какие сроки такое исследование проводить, также неясен порядок выдачи образцов из архивов (заявители, сроки выдачи и возврата). Эти вопросы, по сути, законодатель отдал «на откуп» медицинским организациям.

В отношении сроков проведения полагаю, что они могут носить рекомендательный, а не нормативный характер. Уровень сложности аналитического и постаналитического этапов в разных областях патологии различаются, поэтому затруднительно привести их к единству в приказе».

От НАЭЦЗ: Мы продолжаем следить за правовым регулированием в сфере здравоохранения и регулярно готовим аналитику — как по ключевым приказам, так и по проектам, которые так и не дошли до утверждения.

Читайте также