
Мировая практика демонстрирует активное развитие СРО – негосударственных институтов, выполняющих контрольные и надзорные функции в различных секторах экономики. В России подобные структуры также существуют, однако их реальное влияние и права несопоставимо скромнее, чем у зарубежных аналогов. В ряде стран, например, в Великобритании и Австралии, именно СРО уполномочены лицензировать врачей и формировать образовательные стандарты – в нашей же стране эти вопросы находятся в исключительной компетенции государственных органов.
Идея саморегулирования неоднократно поднималась на высоком уровне: она звучала в стенах Госдумы, была закреплена в отраслевых стратегиях (например, в стратегии развития здравоохранения до 2025 года говорится о поэтапном введении механизмов саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников). Еще в 2015 году Минздрав сформировал специальную рабочую группу по вопросам саморегулирования профессиональной врачебной деятельности. Каких-либо существенных результатов ее деятельности в открытом доступе обнаружить не удалось.
Создается впечатление, что фармацевтическая отрасль оказалась в стороне от этих процессов.
В 2024 году президент поручил правительству подготовить концепцию развития саморегулирования в медицине и фармацевтике (Пр-1241, п. 1 «г»). Пока конкретных шагов и решений общественности не представлено. Среди экспертов нет единого взгляда на целесообразность саморегулирования в социально значимой сфере, и каждая из сторон приводит веские аргументы:
- «За»: рост эффективности контрольных процедур, оперативная адаптация стандартов качества, формирование культуры внутреннего контроля и ответственности среди владельцев бизнеса.
- «Против»: сфера здравоохранения является слишком важной, чтобы передавать функции надзора в руки предпринимательского сообщества.
С вопросами о преимуществах и перспективах развития СРО мы обратились к Виктории Пресняковой – директору СРО «Ассоциация независимых аптек», руководителю Альянса фармацевтических ассоциаций, председателю комитета по фармацевтической деятельности Московского отделения «Деловой России», к. фарм. н.
— Виктория Валентиновна, существует мнение, что активное создание СРО в фармацевтике может привести к образованию монополии. Как, по вашему мнению, развитие СРО повлияет на конкуренцию в отрасли?
— Это одно из самых распространенных заблуждений. В реальности СРО — это механизм, препятствующий монополизации. Сегодня доминирующие позиции занимают федеральные сети, в то время как доля независимых, особенно региональных, аптек неуклонно снижается. Саморегулируемые организации как раз консолидируют малый и средний бизнес, предоставляя ему инструменты для отстаивания своих интересов, разработки общих правил игры и равноправного партнерства с властью. Мы не возводим барьеры, а создаем площадку для тех, кто намерен работать честно и профессионально. Так СРО способствуют развитию здоровой конкуренции, а не ее подавлению.
— Какие последствия для рынка повлечет за собой массовое вступление компаний в СРО? Какова польза для предприятий и конечных потребителей?
— Широкое участие компаний в СРО послужит импульсом для качественного преобразования всего рынка. Для предпринимателей это переход на единые, прозрачные и, что крайне важно, адаптивные стандарты, сформированные самими профессионалами. Это уменьшит бюрократическое давление, упростит коммуникацию с регуляторами и ускорит реакцию на рыночные колебания. Для покупателей — это повышенные гарантии качества и безопасности лекарств, новый уровень сервиса и надежная защита от некачественных услуг. В конечном счете, мы движемся к более цивилизованному, открытому и ориентированному на пациента рынку.
— Ведутся ли в настоящий момент в правительстве конкретные работы по этому направлению? Можно ли говорить о каких-либо практических результатах в исполнении президентского поручения?
— К сожалению, говорить о конкретных решениях пока не получается. Современная ситуация требует кардинального пересмотра принципов регулирования предпринимательской деятельности. Динамичные изменения на фармацевтическом рынке и его постоянная трансформация делают идею самоуправления, в частности, в аптечной рознице, особенно актуальной.
Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» был подписан в 2007 году, однако до сих пор ни в одной экономической отрасли, включая фармацию, не удалось реализовать стратегическую установку о приоритетном развитии СРО.
Нормативная основа для функционирования института саморегулирования включает в себя 134 федеральных закона, 184 постановления и 121 распоряжение Правительства, а также 449 ведомственных приказов. Учитывая, что фармацевтика является одной из самых жестко регламентированных отраслей, развитие здесь инструментов саморегулирования представляется особенно важным. В государствах с развитой экономикой переход к этой модели во многих сферах происходил не столько благодаря законодательным инициативам властей, сколько под влиянием рыночных механизмов, стимулирующих профессиональное сообщество к кооперации. Так в странах Евросоюза саморегулирование развивалось параллельно с государственным надзором, сопровождаясь созданием корпоративных норм и установлением санкций за их нарушение.
В отличие от строительной отрасли, где членство в СРО обязательно, в фармации и медицине оно носит добровольный характер.
Для российского фармрынка вопросы саморегулирования сегодня имеют критическое значение. Несмотря на растущую актуальность темы, в фармацевтическом ритейле СРО до сих пор не реализовали свой потенциал в полной мере. Важно понимать, что саморегулирование не может быть административно внедрено. Его становление возможно лишь при условии активной инициативы снизу, от самого профессионального и предпринимательского сообщества.
В публичном пространстве часто звучат тезисы о важности поддержки малого предпринимательства. Однако в розничной торговле не прекращается процесс поглощения мелких игроков крупными. Поэтому малый и средний бизнес остро нуждается в защите, поддержке и мощном инструменте для лоббирования своих интересов. СРО – это именно та форма консолидации, которая позволяет небольшим ритейлерам работать по понятным и гибким правилам, оперативно адаптирующимся к новым вызовам и закрывающим законодательные пробелы.
— Каковы главные преимущества саморегулирования в фарме?
— Прежде всего, система СРО выстраивает эффективную коммуникацию между рынком и регулирующими органами. Во-вторых, будучи созданными «внутри» отрасли, СРО максимально учитывают ее специфику и особенности взаимоотношений между участниками. В-третьих, урегулирование споров и конфликтных ситуаций силами СРО требует меньше временных и финансовых затрат по сравнению с судебными разбирательствами.
И, наконец, ключевое преимущество – саморегулирование повышает прозрачность и уровень организации бизнеса, улучшает его имидж в глазах общества, делая акцент на социальной миссии фармацевтического ритейла. Обязательства, которые берут на себя члены СРО по внедрению внутреннего контроля, становятся для потребителя гарантией получения качественного и безопасного продукта, своеобразным щитом от недобросовестности.
Государство, в свою очередь, получает в лице СРО надежного партнера и гаранта реализации социально-экономических программ. Каждая саморегулируемая организация обладает прозрачной системой внутреннего аудита и проводит плановые проверки на предмет соответствия законодательным и корпоративным стандартам.
Саморегулирование – это институт, который позволяет в долгосрочной перспективе снизить административное давление и объем государственного надзора, сделав контроль более точечным и менее обременительным для бизнеса, но без уменьшения ответственности перед потребителем. Оптимальной формой здесь видится делегирование части властных полномочий профессиональным объединениям.
— Как участники рынка могут простимулировать развитие института СРО и какие сложности им необходимо преодолеть?
— Главные проблемы на пути саморегулирования кроются в законодательстве: оно формировалось без учета мнения тех, чью деятельность оно регулирует, и потому его нельзя назвать отлаженным.
Принципиальным недостатком является отсутствие каналов обратной связи между государством и отраслевыми СРО.
Фармацевтическим СРО и профессиональным ассоциациям необходимо объединить усилия. Требуется провести всесторонний анализ причин низкой эффективности системы саморегулирования в рознице и, в идеале, сформировать Стратегию и Дорожную карту его развития для аптечного сегмента. Параметры регулирования должны устанавливаться в рамках диалога между государством в лице органов исполнительной власти и СРО в лице профессиональных ассоциаций и фармацевтических обществ.
В результате такого подхода профессиональное и предпринимательское сообщество станет полноправным партнером для власти и потребителей. Именно за СРО должна быть закреплена роль структур, обладающих значимым влиянием на отрасль.
Мы убеждены, что саморегулируемые организации способны стать эффективными проводниками государственной политики в бизнес-среде, снижая бюджетные расходы на контроль и одновременно повышая социальную ответственность бизнеса.
Уже сегодня СРО могут существенно повлиять на развитие российского фармацевтического ритейла: усилив голос каждого участника, сформулировав общие позиции и отстаивая их, они способны гармонизировать нормативную базу, дать бизнесу возможность для роста, укрепляя тем самым экономику отрасли, страны и систему здравоохранения в целом.
— Каким образом работает внутренний контроль в «Ассоциации независимых аптек»? Как устроена работа с членами ассоциации? Ассоциация помогает, проверяет, направляет?
— Сейчас в наше СРО входит более 200 юридических лиц, что эквивалентно примерно 1500 аптечным точкам. Наши ряды постоянно пополняются, несмотря на строгий вступительный отбор: кандидаты проходят комплексный аудит по множеству параметров.
Члены ассоциации имеют доступ к различным платформам для коммуникации и документооборота, а также к обширной базе разработанных специалистами СРО руководящих документов, чек-листов, инструкций и стандартных операционных процедур.
В нашем распоряжении имеется юридический департамент, который помогает аптекам разобраться в сложных правовых ситуациях, включая трактовку нормативных правовых актов и требований надзорных органов. Специалисты по фармацевтическому порядку находятся на постоянной связи с каждой аптекой-участницей. Кроме того, внутри объединения на регулярной основе проводятся плановые проверки – как в формате выездных визитов, так и в онлайн-режиме.о
«Если говорить об ответственности СРО, то ее можно проиллюстрировать простой аналогией: если организация обещает дождь, то она же должна нести ответственность и за засуху. Смысл тот же – мы несем коллективную ответственность за действия каждого нашего члена.
Мы нацелены на дальнейшее развитие, а значит – на неуклонное повышение качества фармацевтической помощи пациентам, увеличение доступности лекарств и продуктивное сотрудничество с профессиональными сообществами.»
Саморегулирование в здравоохранении и фармацевтике: бесперспективная идея или необходимый шаг вперед?