«Двенадцать стульев» и нецелевые расходы на полтора миллиона, или Никаких аналогий - Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения
Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения
Меню
Оставить заявку
Оставить заявку
naecz naecz

«Двенадцать стульев» и нецелевые расходы на полтора миллиона, или Никаких аналогий

7 Май 2025

Районная больница получила два новых офиса врача, которые необходимо было оснастить оборудованием и мебелью. Но при формировании заявки были спутаны стандарты оснащения. Эксперт НАЭЦЗ Алена Геннадьевна Богомазова рассказывает, что это означает, и почему важно применять именно те стандарты, которые утверждены для конкретных подразделений, и почему здесь не может быть подборов и аналогий.  

С чего все началось?

В рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирования здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» бюджеты муниципальных образований получили субвенции, и между региональным минздравом и администрацией одного из районов были подписаны соглашения о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций для строительства офисов врачей общей практики в селах.

Управление строительства и ЖКХ района перечислило средства на лицевой счет МКУ МО ТР «Единая служба заказчика» (МКУ, учреждение).

Два года спустя региональный департамент финансово-бюджетного надзора провел проверку соблюдения целей, порядка и условий предоставления из краевого бюджета бюджету муниципального образования целевых субсидий, субвенций и иных трансфертов.

По результатам контрольных мероприятий были выявлены нарушения, департамент внес в адрес учреждения представление и потребовал их устранить, а именно вернуть в доход краевого бюджета почти полтора миллиона.

Выяснилось, что 560 тыс. руб. и 874 тыс. руб. потратили не по целевому назначению: приобрели оборудование, мебель и инвентарь, не предусмотренные Стандартом оснащения.

Комментирует эксперт НАЭЦЗ Богомазова Алена Геннадьевна, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе ОГБУЗ «Борисовская центральная районная больница» Белгородской области, врач высшей квалификационной категории по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», медицинский юрист:

«Дневной стационар − быть или не быть?

Согласно п.4 Приложения № 21 Приказа №543н дневной стационар может быть не предусмотрен в структуре центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины).

При проверке установили, что именно так и обстояло дело с офисами врачей общей практики.

Поэтому приобретенное оборудование и мебель, предусмотренные Стандартом оснащения (Приложение №23) для организации оказания помощи в дневном стационаре, расценили как нецелевое расходование бюджетных средств.

Купили компьютер врачу, а расходование нецелевое?

Интересен нюанс в приложениях Приказа № 543н, из-за которого нецелевым признали расходование бюджетных средств на закупку компьютерного оборудования.

МКУ закупило системный блок, мышь, клавиатуру, монитор, и все это попало под определение нецелевого использования, т.к. согласно технической документации объект строительства значился как офис семейного врача.

Почему? Все просто: в стандарте оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) «рабочее место врача (медицинской сестры)» не предусмотрено.

Но так происходит не всегда. Например, по стандарту оснащения врачебной амбулатории, ФАПа и фельдшерского здравпункта рабочее место врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в Интернет − это обязательное требование.

Различие в требованиях к оснащению рабочих мест врача и медицинской сестры удивляет, т.к. в соответствии с п.2 Приложения №21 и п.2 Приложения №12 Приказа № 543н, и Центр, и Амбулатория организуются как самостоятельная медицинская организация или как структурное подразделение медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

Логично, что рабочие места нужны медработникам и в офисе врача, и в амбулатории, в том числе с учетом штатного расписания.

Но в этом деле есть еще одна тонкость: суду были предъявлены письма, из которых следовало, что районная больница согласовала перечень оборудования для оснащения амбулатории, а не офиса врача общей практики.

А МКУ не внесло в задание на проектирование уточнение о соответствии оборудования стандарту оснащения офиса врача и в заключении государственной экспертизы указаний на это несоответствие нет.

В результате для исполнения МКУ получило проектно-сметную документацию, которая предусматривала приобретение оборудования, медицинской и офисной мебели, не предусмотренного стандартом оснащения, и больница его получила.

КТРУ или Номенклатурная классификация медицинских изделий?

Стандарты оснащения − неотъемлемая часть Порядков организации оказания медицинской помощи по профилям, утверждаемым приказами Минздрава, и обязательны для исполнения всеми медорганизациями независимо от формы собственности.  Чаще всего в таких документах есть указания на коды и наименований видов Номенклатурной классификации медизделий.

Расходование средств на оплату товаров, строго соответствующих этим кодам, − гарантия целевого использования средств и успешного завершения процесса лицензирования в последующем.

Не все действующие Порядки организации и Положения об организации медицинской помощи содержат коды номенклатурной классификации медизделий.

В нашем случае Стандарт оснащения таких кодов не содержал. Поэтому МКУ при закупке использовала КТРУ.

Нецелевым расходованием средств признана закупка бытового холодильника вместо медицинского, предусмотренного Стандартом оснащения. По этим же причинам нецелевыми расходами стала закупка мебели: офисного стеллажа, сушилки для рук и др.

На момент заключения Соглашения «Шкаф для уборочного инвентаря» в КТРУ отсутствовал, поэтому исходя из характеристик товара был подобран соответствующий код КТРУ: Шкаф для хранения химических реактивов (т.к. предусмотрено хранение химии). Эти расходы тоже признали нецелевыми в связи с несоответствием наименования товара Стандарту оснащения. Шкаф для хранения реактивов не предусмотрен Приказом 543н.

Купленное медицинское оборудование, мебель и инвентарь были переданы для использования по назначению в районную больницу. Размещение и использование медорганизацией избыточного количества мебели, выходящего за рамки утвержденных стандартов оснащения, не будет нарушением. Однако приобретать такую мебель за счет средств субвенций регионального бюджета недопустимо.

В деле значим не только факт нецелевого расходования бюджетных средств на «лишнюю» мебель и оборудование, выходящие за рамки стандартов оснащения, но и возникший в результате этого дефицит критически важных наименований технологического оборудования. А он может стать причиной отказа в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Во избежание нецелевого использования бюджетных средств и ошибок в закупках оборудования, мебели и инвентаря необходимо строго придерживаться установленных нормативных требований. Это позволит предотвратить неконтролируемый избыток приобретенного перечня, не предусмотренного стандартами. Например, подразделение может получить лишние 12 стульев, в то время как то, что необходимо в соответствии со стандартами, может отсутствовать.

Таким образом, неукоснительное соблюдение установленных стандартов оснащения является ключевым для обеспечения соответствия нормативным требованиям и надлежащего функционирования медицинского подразделения.

Рекомендации:

  1. Для того, чтобы расходовать деньги на оборудование и медизделия по целевому назначению, нужно приобретать их в строгом соответствии со Стандартом оснащения и кодами видов Номенклатурной классификации медицинских изделий.
  2. Если при закупке используется КТРУ, необходимо внимательно изучить не только характеристики товара, указанные в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но и наименование товара. Они должны полностью совпадать с целью и предметом закупки».

По условиям Соглашения муниципальное образование обязано обеспечить целевое и эффективное использование средств краевого бюджета, осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств, и несет ответственность за целевое использование субвенций и достоверность предоставляемых отчетов в соответствии с законодательством РФ.

Статья 162. Бюджетного кодекса РФ: Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств…

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

Приложение № 21 Правила организации деятельности центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины):

  1. Структура Центра и штатная численность устанавливаются руководителем Центра либо руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности, половозрастного состава обслуживаемого населения, показателей уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, других показателей, характеризующих здоровье населения.

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».

Приложение №23 Стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины).

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 23.12.2024) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд размещен в электронном виде на сайте.

Приказ Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (ред. от 07.07.2020) «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» (вместе с «Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам», «Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения»).

Читайте также