Увидел рекламу – принял меры
Гражданин обнаружил на информационном стенде многоквартирного дома, где проживал, рекламу услуг областной больницы, счел ее ненадлежащей и нанял представителя, которая направила в управление антимонопольной службы два заявления.
В УФАС провели проверку и привлекли больницу и управляющую компанию к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ.
После этого активный гражданин решил взыскать расходы на оплату услуг представителя − 30 тыс. рублей и компенсацию морального вреда – 5 тыс. рублей.
Суд да дело
Мировой судья в иске отказал, а городской суд, который рассматривал апелляционную жалобу, решение поддержал.
Обе инстанции пришли к выводу, что вред истцу не причинен: услугами, которые рекламировала больница, пользоваться он не собирался, следовательно, права на компенсацию расходов не имеет. Был еще один нюанс – «семейный подряд»: представитель, с которой заключался договор, состояла в браке с истцом, и это тоже не осталось без внимания.
Кассация поддержала состоявшиеся судебные постановления и заключила, что факт признания размещенной рекламы ненадлежащей не доказывает нарушения прав истца и причинения ему физических и нравственных страданий – морального вреда.
Все три суда отметили, что между нарушением, которое допустила больница, и убытками нет причинно-следственной связи.
Должны или не должны?
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться с исками: о возмещении убытков (включая упущенную выгоду), о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, а также о компенсации морального вреда.
Суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, однако для этого необходим ряд условий:
- неправомерность действий (бездействия) причинителя вреда;
- физические или нравственные страдания потерпевшего;
- причинная связь между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом;
- вина причинителя вреда.
Кроме того, страдания потерпевшего нужно доказать, но в нашем деле таких доказательств суду представлено не было.
Что же до возмещения убытков, то ч. 1 ст. 15 ГК РФ четко определяет – требовать их может лицо, чье право нарушено. А под убытками понимаются расходы, которые потерпевший понес или должен понести, чтобы восстановить нарушенное право (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Конституционный Суд РФ отмечает, что привлечение лица к ответственности за деликт в каждом случае требует установления судом состава гражданского правонарушения − иное означало бы необоснованное смешение различных видов юридической ответственности.
Вывод
Наличие состава административного правонарушения не означает, что есть состав гражданского правонарушения – его нужно установить. А в состав правонарушения входят и действия, и вина, и последствия.
Платить 30 тысяч собственной жене, чтобы заявить в УФАС о размещении ненадлежащей рекламы, было личной инициативой истца, чьи права эта реклама никак не затрагивала, соответственно, у него не возникло права требовать возмещения.
Поэтому в подобных спорах, предметом которых оказание медицинской помощи не является, в качестве аргумента медорганизация может использовать то, что ее действия не причинили вреда. И высока вероятность, что суд признает такой довод убедительным.
Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок. Для юридических лиц за такие нарушения предусмотрен штраф от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33.
Постановление Конституционного Суда от 8 декабря 2017 года № 39-П.