Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения
Меню
Оставить заявку
Оставить заявку
naecz naecz

Клиника заплатит, если не зафиксирует отказ пациента от госпитализации

17 Май 2024
Гражданин получил травму и обратился в больницу, где ему оказали медицинскую помощь. Затем пациента отправили под наблюдение врача поликлиники по месту жительства. Пациент ежедневно приходил на осмотр, выполнял предписания лечащего врача, однако улучшений не наступало. Больничный затянулся, пациенту сделали две операции. Пациент посчитал, что ему оказали некачественную медицинскую помощь, и обратился в суд.

Лечение назначили, а улучшений нет

Гражданин поехал на дачу, где получил травму. С травмой пациент обратился в больницу. Врачи установили диагноз, оказали помощь, наложили швы и гипс, после чего отправили пациента под наблюдение врача по месту жительства. На следующий день пациент явился в поликлинику, где ему открыли больничный лист и предписали ежедневно ходить на перевязки. Пациент выполнял рекомендации врачей, но неоднократно жаловался, что один из послеоперационных швов вызывает сильные болевые ощущения. Лечащий врач успокаивал пациента и даже снял ему швы, однако улучшений не наступало.

Пациент обратился с жалобой на боль к заведующей отделением. После осмотра врачи установили, что в рану попала инфекция. Пациенту назначили дополнительные процедуры и антибиотики. Однако и это лечение ожидаемого эффекта не принесло. В результате пациента пришлось еще раз прооперировать. Только после этого его здоровье улучшилось.

После того как лечение закончилось, пациент обратился с жалобой на некачественное оказание медицинских услуг в Министерство здравоохранения Пензенской области и страховую компанию.

Согласно ответу Министерства, в действиях клиники выявили нарушения в части несвоевременного направления на стационарное лечение со ссылкой на Порядок оказания помощи.

С такими выводами согласилась и страховая компания.

Пациент обратился в суд с иском о взыскании с поликлиники компенсации за некачественное лечение. В обоснование исковых требований пациент указал, что весь период лечения находился на больничном, что привело к сокращению его заработка, а также причинило физические и нравственные страдания.

Позиция поликлиники

Поликлиника иск не признала и привела два аргумента.

Во-первых, медорганизация не причиняла вреда здоровью пациента. Ежедневная явка на осмотр и перевязку не доказывает, что пациент полностью соблюдал предписания врача. Долгое заживление раны могло быть вызвано поведением самого пациента. В частности, нарушением предписанного режима иммобилизации конечности. Проведенная по жалобе пациента проверка выявила нарушение порядка в части ненаправления на госпитализацию. Поэтому между действиями клиники и ухудшением здоровья пациента не было причинно-следственной связи.

Проведенная по делу судебная экспертиза подтвердила предположение о том, что последствия для здоровья, наступившие у пациента, а именно расхождение краев раны, могли быть вызваны его поведением.

Во-вторых, пациенту неоднократно предлагали госпитализацию в связи с его жалобами на здоровье. Пациент от госпитализации отказывался и настаивал на продолжении амбулаторного лечения.

Позиция суда

Суд поддержал позицию истца и привел два довода:

  1. Клиника не представила доказательств, подтверждающих, что пациент нарушал предписанный ему режим. Проведенная по делу судебная экспертиза не исключила того факта, что ухудшение здоровья пациента могло быть вызвано инфекцией, возникшей в послеоперационной ране.
  2. В медкарте пациента отказ от госпитализации не зафиксирован, доказательств отказа пациента от госпитализации в деле нет. При этом отказ пациента от медицинского вмешательства должен быть зафиксирован в письменной форме (Приказ Минздрава РФ от 12.11.2021 № 1051Н, п. 7 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Опрошенные в суде свидетели подтвердили, что врачи предлагали пациенту госпитализацию только в устной форме. Поскольку отказ от госпитализации письменно не зафиксирован, то клиника не вправе ссылаться на него в обоснование отсутствия своей вины. Других обстоятельств, которые могли бы освободить клинику от ответственности за ненадлежащее оказание медицинских услуг, представители ответчика также не предъявили.

Суд иск удовлетворил и взыскал с медклиники в пользу пациента 157 214,75 рублей в качестве компенсации утраченного заработка и компенсации морального вреда (решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 05.03.2024 по делу № 2-30/2024).

В своем решении суд отдельно отметил, что обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении вреда всегда лежит на медицинской организации (п. 48 Постановления пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). Несоблюдение порядка ведения медицинской документации, отсутствие зафиксированных фактов отказа пациента от госпитализации не позволило поликлинике доказать, что оказанная медицинская помощь была надлежащего качества. Своевременное и корректное заполнение соответствующих документов помогло бы медучреждению доказать, что его вина в наступивших для здоровья пациента последствиях отсутствует.

Случаи, когда пациент должен быть направлен на госпитализацию, регулируются Порядком оказания помощи по профилю «травматология и ортопедия» (утв. Приказом Минздрава РФ № 901н от 12.11.2012).

П. 3 Порядка определяет, что медицинская помощь по профилю может оказываться амбулаторно, в дневном стационаре или стационарно при необходимости круглосуточного медицинского наблюдения.

П. 5 Порядка указывает, что при невозможности оказания медицинской помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи и наличии медицинских показаний больной направляется в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь.

П 14 Порядка определяет, что в организации, оказывающие специализированную помощь, пациент может быть направлен в том числе и врачом-травматологом.

Читайте также