Целевое – основное
По закону медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Оплата медицинской помощи по ОМС рассчитывается по тарифам. Тарифы устанавливаются тарифным соглашением, их структуру определяет базовая программа ОМС. Расходы, которые в них включены, предусмотрены законом и правилами ОМС.
В структуру тарифа входят затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые.
Первая группа таких затрат — оплата труда работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи, покупка материальных запасов и иные расходы, напрямую связанные с медицинской помощью.
Вторая группа: оплата коммунальных услуг, услуг связи, работ и услуг по содержанию имущества и прочие затраты на общехозяйственные нужды медицинской организации.
Рассмотрим, как правильно понимать и применять эти нормы, на примере судебных решений.
О материальной помощи и хозяйственных расходах
В ходе проверки ТФОМС выявил нецелевое использование медицинским учреждением средств ОМС, в том числе: на выплату материальной помощи работникам, покупку ГСМ для автомобилей, оплату коммунальных услуг, услуг связи, услуг и работ по содержанию его имущества.
Фонд обязал учреждение вернуть сумму, использованную не по назначению, и уплатить штраф. Но оно не согласилось и обратилось в суд.
Суд руководствовался тем, что материальная помощь не зависит от выполняемой работником трудовой функции, не носит компенсационный характер, не стимулирует работника к труду, не выплачивается систематически, соответственно, не является частью заработной платы (оплаты труда). К прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме ее также отнести нельзя, решил суд и признал обоснованным вывод ТФОМС о нецелевом использовании денежных средств.
Расходование средств ОМС на приобретение ГСМ, оплату «хозяйственных» услуг (работ) признано допустимым, но нужно соблюдать способ пропорционального распределения общехозяйственных расходов, используемого в учреждении. А эти расходы истцом были превышены. Сумму, на которую превышен лимит, признали нецелевым расходованием.
Апелляция с таким решением согласилась.
О расходах на имущество, рекламу и маркетинг
Управление Федерального казначейства (УФК) выявило нецелевое расходование средств ОМС на страхование помещений медицинского центра, аренду помещений, неиспользуемых для оказания медицинской помощи, оплату за рекламные и маркетинговые услуги.
Клиника попыталась оспорить представление Управления в суде, но не вышло.
Суд сослался на разъяснения ФФОМС, согласно которым, расходы на страхование недвижимого имущества и на содержание недвижимости, не эксплуатируемой в процессе оказания медицинской помощи, не могут осуществляться с использованием средств ОМС.
Рекламные услуги, которые клинике оказали сторонние лица: размещение вывески, информирование об услугах клиники и актуализация базы данных, никак не связаны оказанием медицинской помощи в рамках ОМС. Следовательно, они не должны оплачиваться за счет средств ОМС.
Суд обратил внимание на то, что в штате клиники есть администраторы, и обязанности по информированию об услугах клиники и актуализации базы данных, единой во всей сети клиник, в целях экономии можно было возложить на них.
В апелляции и кассации решение не поддержали, посчитав, что УФК не уполномочено проводить проверку расходования клиниками средств ОМС.
Но точку в деле поставил Верховный суд. Он отменил решения апелляции и кассации, оставил в силе решение первой инстанции и указал, что клиника работает в системе ОМС и является объектом государственного финансового контроля, поэтому УФК было вправе ее проверить.
О штрафах
Медицинское учреждение оплатило штрафы за дефекты оформления первичных документов при предоставлении медицинской помощи по ОМС за счет целевых средств.
ТФОМС посчитал такие расходы нецелевыми и обратился в суд.
Суд решил, что в соответствии с Правилами ОМС расходы на уплату штрафов за некачественное оказание медицинских услуг не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи.
Ссылка медорганизации на письмо ФФОМС от 16.01.2024 № 00-10-101-2-06/451, в котором указано на возможность медицинской организации оплачивать штрафы из средств ОМС, суд не убедила.
Суд отметил, что изложенная в письме позиция основана на приказе Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», а он разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Расходы на уплату штрафов отнесены к прочим расходам, как следует из Порядка, могут оплачиваться за счет внебюджетных фондов (средств ОМС), за счет бюджетных средств или доходов от предпринимательской деятельности.
Однако они не имеют отношения к прочим расходам, установленным ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Решение устояло в вышестоящих инстанциях.
Выводы
Материальная помощь работникам, услуги страхования помещений, плата за неиспользуемые помещения, услуги по рекламе и маркетингу, штрафы, а также внутрихозяйственные расходы, превышающие установленные предельные объемы оплате за счет средств ОМС не подлежат.
Как видно из практики, суды тщательно проверяют и все обстоятельства расходов, и то, как они связаны с оказанием медицинской помощи. Это стоит учитывать, прежде чем оплатить расходы за счет средств ОМС.
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
ст. ст. 30, 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», правила обязательного медицинского страхования, утв. приказом Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н.
ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», п. 186 Правил обязательного медицинского страхования, утв. приказом Минздрава РФ от 28.02.2019 № 108н.
Решение АС Челябинской области от 26.06.2024 № А76-7452/2024.
Постановление 18-го ААС от 15.11.2024 № 18АП-11901/2024.
Решение АС г. Санкт-Петербурга и ЛО от 31.03.2023 № А56-131914/2022.
Письма ФФОМС от 31.07.2018 № 9229/101/4549, от 13.10.2015 № 5868/21-3 и от 11.09.2019 № 10335/21-2/5087.
Постановление 13-го ААС от 16.10.2023 № 13АП-16521/2023.
Постановление АС СЗО от 14.02.2024 № Ф07-22275/2023.
Определение ВС РФ от 02.10.2024 № 307-ЭС24-7875.
Решение АС Новосибирской области от 03.04.2024 № А45-31757/2023.
Постановление АС ЗСО от 12.11.2024 № Ф04-4638/24. Постановлением 7-го ААС от 24.06.2024 № 07АП-3761/2024.